Линклар

Шошилинч хабар
28 март 2024, Тошкент вақти: 19:30

Блог: Хороший “ака” больше чем закон в Узбекистане


"Ака" с выходом на "опа" и на самого "дода"
"Ака" с выходом на "опа" и на самого "дода"

Эту аксиому знают все. Законы для бедных. Законы написаны для тех, кто живет на одну небольшую, и оттого легальную, зарплату. Кто унижается повсюду: в автобусе, прося всю сдачу с данной кондуктору суммы; в магазине, когда обвешивают и обсчитывают или не принимают оплату банковскими картами; в банке, где невозможно с карточки получить наличными свою кровную заработную плату. Перед депутатом, которого ты избирал за его обещания улучшить твою жизнь, а теперь он недоступен для тебя и ты не знаешь, как до него добраться и попросить исполнить хоть что-то из данных тебе перед выборами обещаний.
Законы для бедных везде, где есть этот закон.

Но есть места, где закон слеп, отсутствует, не читаем и не понимаем. Где он уступает место загадочному и могущественному слову «ака». «Ака» - это узбекское слово «брат», но еще оно обозначает авторитета или родственника в государственных органах власти. А ещё есть "Опа". В переводе - сестра. Их двое и говорить о них страшно потому что у них есть "дода".

В любом случае и "ака" и "опа" это те, кто прикроют ваши правонарушения, случись что. Если у вас они, то вы смело можете обвешивать и обсчитывать покупателей в своем магазине. Можно не ставить терминал, не выбивать чеки, а на возмущения людей, деньги которых вы берете, смело класть с пробором.

Именно в такую ситуацию я попал недавно в магазине у фабрики «Малика» в Ташкенте. Хотел купить подарок сыну, а был вышвырнут на улицу. За что? - за нежелание выполнить требования смелых на тот момент продавцов: платить только наличными, не ждать чек и подписать обязательство об отказе от претензий, если товар будет бракованным.

Я включил камеру и задал им вопросы: ваша фамилия и кто разрешил вам нарушать общий для всех закон? Продавцы почувствовали опасность, стали изворачиваться и незаметно вызвали подмогу. Плюгавый мужичонка с дешевым кольцом на пальце попытался отнять у меня камеру и выкинуть меня вон. Не получилось. Тогда он сказал расхожую фразу «жалуйся куда хочешь». Видно, был у этого мужичонки «ака», на защиту которого и надеялся он.
Конечно же, рядом ходили покупатели, но никто не дернулся помочь восстановить законность или заступиться за человека, на которого подняли руку. Хотя я и не ожидал иной реакции от соотечественников. Ведь трусость их главная черта характера.

Я написал жалобу в городскую налоговую инспекцию. Но внутренний голос советует обратиться напрямую к президенту страны. Почему так? – лично я не верю в справедливое решение проблемы уровнем ниже. Несколько десятков магазинов у фабрики «Малика» днями напролет торгуют ликвидным товаром без оприходования всей выручки, большинство без терминалов и чеков. Сколько неучтенных денег оседает в кармане владельцев магазинов! Неужели налоговая инспекция не видит нарушений? Не поверю, если скажут, что нарушений нет. Налоговики все видят, причем в оба глаза. Только капает, видно, солидно в карман проверяющих, если они в упор не замечают, как дельцы набивают свою мошну и обворовывают государство.

Признаться честно, в тот момент, когда я был унижен в магазине, я сильно захотел, чтобы «маски шоу» прошли и в это торговое место. Если предприниматель теряет все ориентиры порядочности и законопослушности, то он вор, а он, как известно, должен сидеть в тюрьме.

Какими моральными принципами руководствуются дельцы торговых точек, всеми правдами и неправдами обходящие единые для всех законы? Как они смеют угрожать покупателю, пожелавшему провести честную покупку? Как можно спокойно относиться к тому, что люди в стране нагло попирают закон? Почему налоговый комитет лениво реагирует на сигналы граждан? Они воруют на пару и заинтересованы в стабильности друг друга? - Только такой ответ приходит мне на ум.

И еще я убежден в том, что безнаказанность грязных дельцов подпадает под понятие политической диверсии. Потому что торгаши подрывают устои государства. Люди видят, что преступление совершается, а закон молчит. Значит, государство слабо и бороться со злом бесполезно. Или еще хуже, государство на одной стороне с преступниками. И не стоит уважать такую власть. Можно и нужно делать не то, что велит закон, а то, что хочется. Так подумают люди, видя вседозволенность преступников.

Мы часто ругаем власть, словно она виновата во всех наших бедах. Но что же мы сами делаем, чтобы бороться с такими вот нарушениями? – Мы равнодушны к чужой беде, главное, что сейчас не с нами это происходит. Что мы делаем, когда у нас возникают проблемы? – Мы ищем «ака», который и подсобит нам, не за бесплатно, конечно. Ну, а если не находим его, то вздыхаем о тяжелых временах, да ругаем государство.

И я не уверен, что смогу восстановить справедливость в моем деле и хамы извинятся передо мною. Я, конечно, получу ответ на свою жалобу. Но будет ли закон иметь силу хотя бы в отдельно взятом магазине, я не знаю. Не уверен.
И такое состояние неуверенности в получении защиты и помощи от государства – обыденное состояние большинства наших граждан. Мы не верим в торжество закона и поэтому уступаем врагу заранее. Или стараемся обзавестись хоть каким-нибудь «ака» в государственных структурах. Авось помогут. Закон-то молчит.

Хаёт Хан Насреддинов
XS
SM
MD
LG