Линклар

Шошилинч хабар
29 март 2024, Тошкент вақти: 04:33

Почему в Узбекистане не меняется порядок обмена валюты?


Узбекские трудовые мигранты только из России за год пересылают в Узбекистан 6 миллиардов долларов. Из-за узких возможностей законного обмена валюты и проблем с наличностью в стране широкое развитие получил «черный рынок» обмена валюты. «В результате, миллионы узбеков, которым необходимо поменять валюту, ходят под угрозой оказаться в тюрьме», - пишет «Озодлик» (радио «Свобода» в Узбекистане). Неужели нельзя поменять порядок обмена валюты?

В начале этого года Центральный банк России сообщил, что за 9 месяцев 2013 года узбекские трудовые мигранты переслали из России в Узбекистан 4,9 миллиарда долларов США. Если такая тенденция сохранилась до конца года, то можно предположить, что за год было переведено 6.5 миллиарда долларов.

Обратите внимание, что это только из России, и это деньги, которые трудовые мигранты посылают своим родственникам домой.

В Узбекистане любая купля-продажа осуществляется в национальной валюте.

Значит, ежегодно в Узбекистане должно обращаться соответствующее 6 миллиардам долларов количество национальной валюты. Добавьте к этому еще переводы из других стран.

28 июня этого года по обвинению в «торговле долларами» на районном колхозном рынке Турткуля был задержан Мухатдин Юсупов, у которого конфисковали 14 800 долларов и 5 миллионов сумов.

Мы спросили у него:
- Предположим, вы бы обменяли эти доллары. Где бы вы их меняли?

Он нам ответил:

- Конечно же, на рынке. В банке я потерял бы по 1000 сумов на каждый доллар при обмене, да и наличными мне бы не дали, а перечислили бы на карточку.

11 сентября официальный курс доллара США составил 2319, 99 сума.
А на «черном рынке» 1 доллар уже давно стоит выше 3000 сумов.
Можете сами посчитать, сколько денег потерял бы Мухатдин Юсупов при обмене своих денег в банке.

При такой огромной разнице курса доллара между банком и на «черном рынке» где же обменивается 6 миллиардов долларов, поступающих из России? Это совершенно риторический вопрос.

Задержанный по обвинению в «торговле долларами» Мухатдин Юсупов ожидает суда по статье 177 УК Узбекистана.

Миллионы жителей Узбекистана обменивают поступающие только из России 6 миллиардов долларов на «черном рынке» Узбекистана и совершают преступление по статье 177 УК Узбекистана.

«Корень» же статьи 177-ой – в законе «о валюте»

В 14-й статье закона «О валюте» написано: «Покупка и продажа иностранной валюты на территории Узбекистана осуществляется: для физических и юридических лиц через уполномоченные банки, их филиалы и обменные пункты».

Нарушившие эти правила привлекаются к уголовной ответственности по статье 177 УК Узбекистана.

Если читать 14-ую статью закона «О валюте», исходя из реалий Узбекистана, то никаких проблем не видно. Еще раз прочтем часть, относящуюся к физическим лицам: «Покупка и продажа иностранной валюты на территории Узбекистана осуществляется: …для физических лиц через уполномоченные банки, их филиалы и обменные пункты».

«Но как это осуществляется на практике? - рассказал Мухатдин Юсупов. – Да вы и сами прекрасно это знаете, если живете в Узбекистане».

Почему же это так?

Корреспонденты радио «Озодлик» в поисках ответа на этот вопрос, побеседовали с двумя сотрудниками Центрального банка Узбекистана – независимыми экономистами. А для освещения правовой стороны вопроса радио «Озодлик» также беседовал и с правоведом.

Что сказал сотрудник банка

Вот беседа с сотрудником Центрального банка Узбекистана, который попросил не называть его имени:

«Озодлик»: Есть ли пункты обмена валюты сегодня в Узбекистане?
Сотрудник банка: Есть.

«Озодлик»: Сколько по стране?
Сотрудник банка: Не знаю.

«Озодлик»: Почему в Узбекистане существует «черный рынок» обмена валюты?

Сотрудник банка: Где появляется большая потребность, там и возникает «черный рынок» обмена валюты. В других странах тоже есть «черный рынок» обмена валюты, например, в Индии, России…

«Озодлик»: Верно, только в других странах нет такой большой разницы в курсах между государственным курсом и «черным рынком». Менялы зарабатывают на разнице между куплей и продажей. И полиция не преследует, как в Узбекистане. А здесь разница очень большая…
Сотрудник банка: Потому что потребность большая, спрос большой.

«Озодлик»: Что необходимо сделать, чтобы убрать разницу между официальным курсом и стоимостью на «черном рынке»?
Сотрудник банка: В 2000 году так было сделано.

«Озодлик»: Почему же отказались от этого?

Сотрудник банка: Задайте этот вопрос политикам.

На этом и завершил разговор сотрудник Центрального банка Узбекистана.

Нам не удалось поговорить на эту тему с чиновниками Узбекистана.

Это абсолютно невозможно.

Мы попросили разъяснить политику правительства Узбекистана по валюте у специалиста Саодат Нишоновой – экономиста из Узбекистана, которая сейчас работает в одном из европейских государств:

- Правительство, вопреки здравому смыслу, пытается удержать курс валюты – унифицировать, и думает, что спекулянтов-менял можно уничтожить силой. Но интересно то, что спекулянты-менялы являются санитарами рынка. При потере равновесия на рынке, они балансируют и возвращают это равновесие.

В Узбекистане законы пишут с определенной целью или в интересах определенной группы. Наши законы далеки от реалий жизни в стране.

Если отменить законы по ограничению оборота валюты, то небо не упадет на землю. Солидного дохода лишатся только конкретные личности, обслуживающие на «черном рынке» конкретные группы. При отмене ограничений на рынке появятся и другие, и в результате курс «черного рынка» свалится. А сейчас на рынке работают определенные группы. Есть там и некоторые банки, - сказала Саодат Нишонова.

Перевод предоставлен Интернет журналом «Биржевой Лидер»

XS
SM
MD
LG