Линклар

Шошилинч хабар
28 март 2024, Тошкент вақти: 20:51

Рахмон обратился с просьбой о помощи к Путину, Бердымухамедов – к Каримову


В Сочи Эмомали Рахмон обсуждал с Владимиром Путиным в основном угрозу, исходящую из Афганистана.
В Сочи Эмомали Рахмон обсуждал с Владимиром Путиным в основном угрозу, исходящую из Афганистана.

В то время, когда приграничные с Афганистаном территории один за другим переходят в руки воюющего с «ИГИЛ» движения «Талибан», президент Таджикистана Эмомали Рахмон направился во вторник в Сочи на встречу с президентом России Владимиром Путиным. В то же самое время, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов приехал в «Аксарай» на встречу с узбекским коллегой Исламом Каримовым. По мнению наблюдателей «Озодлик» (Узбекской редакции радио «Свобода»), таджикский и туркменский президенты приехали к сильнейшим союзникам и соседям, в первую очередь, чтобы заручиться военной поддержкой.

После переговоров с Владимиром Путиным 6 октября в Сочи Эмомали Рахмон не стал скрывать свою озабоченность относительно захвата боевиками движения «Талибан» и сотрудничающего с ним на севере Афганистана «Исламского государства» примыкающих к Таджикистану территорий.

«Хотел бы сегодня поговорить о вопросах безопасности в зоне ответственности ОДКБ, поскольку таджикско-афганская граница входит в эту зону. Обстановка, ситуация ухудшается с каждым днем в Афганистане, практически идут боевые действия на протяженности более 60 процентов границы напротив таджикской стороны. Нас это очень настораживает, поэтому хотел бы на сегодняшней нашей встрече обсудить именно вопросы обеспечения безопасности в регионе», - сказал президент Таджикистана, которая имеет общую границу с Афганистаном, протяженностью 1344 километров.

По мнению наблюдателей, основной проблемой, побудившей президента Туркменистана Гурбагулы Бердымухаммедова приехать 7 октября в Ташкент, является именно угроза возможного перехода севера Афганистана в руки различных исламских экстремистских группировок.

Несмотря на то, что в официальных новостях сообщается, что основной темой во время переговоров Каримова-Бердымухаммедова будет вопрос дальнейшего развития торгово-экономических отношений, на самом деле два соседа обсудят ухудшение ситуации безопасности и меры, которые необходимо для этого предпринять, считают аналитики в беседе с «Озодлик».

– Идут очень разные цифры, причем даже самые страшные цифры – говорят, что чуть ли не 8,5 тысяч боевиков «ИГИЛ» скопилось на границе с Туркменистаном. Конечно, Туркменистан не выдержит это самостоятельно. Здесь нужна помощь. Рахмон сейчас ищет помощь в Москве, чтобы обеспечить безопасность своей границы с Афганистаном. И там есть определенные договорные рамки в рамках ОДКБ. У туркменов этого нет, и надеется не на кого в принципе. Никто там реально серьезной помощи не окажет. Ну а куда как не к Узбекистану. Потому что, во-первых, соседи, во-вторых, у нас большие общие границы с Туркменистаном. И ничего хорошего от этого не светит, если там боевики будут предпринимать активные действия. Это сейчас общая коллективная обеспокоенность. Сейчас идет элемент зондажа. Зондируют, как Узбекистан отреагировал. Потому что все это очень неожиданно, - сказал «Озодлик» независимый узбекский политолог, бывший директор Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана Рафик Сайфуллин.

Также он говорит, что Гурбангулы Бердымухаммедов знает, что в сложной ситуации Туркменистану могут оказать помощь, как Россия, так и США, однако вместе с тем он понимает, что и выполнение условий, выдвинутых этими государствами, не будут такими уж легкими. Поэтому прежде чем принять какое-либо решение туркменский лидер решил узнать мнение Каримова, считает узбекский политолог Сайфуллин.

Между тем, ведущий эксперт по странам Центральной Азии Российского института стратегических исследований Аждар Куртов в беседе с «Озодлик» предполагает, что на встрече Бердымухаммедова-Каримова вместе с проблемой предотвращения угрозы, исходящей от боевиков экстремистских группировок, будет также обсужден вопрос совместной торговли между Туркменистаном и Узбекистаном.

– Государственный деятель, который видит, что рядом с его рубежами в государстве полыхает пожар войны, не может не испытывать тревогу то, что этот пожар не перекинется на его территорию. Все-таки граница Афганистана с Туркменистаном существенно больше по протяженности, чем граница Узбекистана с Афганистаном. Поэтому я уверен, что вопросы безопасности стояли в повестке дня, причем они стояли в повестке дня не первый раз. На самом деле, если Туркменистан подвергнется нападению, скорее всего ему будет оказана помощь. Естественно, во-первых, со стороны близлежащих государств. Это – Казахстан, Узбекистан и Иран. Помощь помощи рознь. Вооруженные силы Туркменистана, равно как и вооруженные силы Узбекистана оснащены в своем подавляющем большинстве системами вооружений, которые произведены в России. То есть, в вопросах военно-технического снабжения, конечно же, Туркменистан в случаи агрессии со стороны боевиков из Афганистана попросит помощи, прежде всего у России. Он может попросить помощи и в Узбекистане. Тогда Узбекистан может поставить те вооружения, которые произведены в России. Если договоры позволяют реэкспортировать систему вооружения, а я не знаю, какие договоры существуют между Узбекистаном и Россией, то это вполне возможно будет оказано. Но это не единственный вариант помощи, - сказал Аждар Куртов.

Также он добавил, что признание Туркменистана Организацией Объединенных Нацийпостоянно нейтральным государством не может стать препятствием для него в прошении и получении данной помощи.

По мнению Аждара Куртова, угроза вторжения джихадистских группировок на территорию Туркменистана является несерьезной, как и отсутствие оснований в направлении узбекских войск на туркмено-афганскую границу. Поэтому данная вероятность остается всего лишь на уровне предположений, говорит он.

– Допустим, что пять-десять ИГИЛовцев проникли на территорию Туркменистана, а оттуда в Узбекистан. И что они смогут сделать? Эта война не перейдет дальше, чем взрыв одного-двух объектов и гибели невинных людей. Таким путем они не смогут победить не только Узбекистан, который обладает целой армией и другими силами, но и самое слабое государство. В событиях в Сирии и Ираке замешаны большие силы, большие деньги и поэтому я считаю безосновательным приводить их в качестве примера. Также я считаю преувеличением разговоры о том, что захват талибами и ИГИЛовцами севера Афганистана является серьезной угрозой для безопасности Центральной Азии, - сказал «Озодлик» Аждар Куртов.

XS
SM
MD
LG