Линклар

Шошилинч хабар
19 март 2024, Тошкент вақти: 09:31

Беспредел в Узбекистане: 77-летнему андижанцу не выплатили компенсацию за снос его дома


Uzbekistan -- Mahamadjon Mamatkulov Andijan's destroyed house, 29 January 2014.
Uzbekistan -- Mahamadjon Mamatkulov Andijan's destroyed house, 29 January 2014.
В 2011 году в рамках программы благоустройства Андижана был снесен дом 77-летнего Махамаджона Маматкулова на улице Каомлот. Прошло уже три года, но до сих пор хокимият, погнавший бульдозер на бывший дом пенсионера, не выплатил компенсацию за жилье и не предоставил стройматериалы для постройки другого.

«Снесем ваш дом и покроем ущерб».

В доме 77-летнего Махамаджона Маматкулова на улице Каомлот на 6 сотках проживали три семьи, состоящие из 14 человек. В сентябре 2011 года по распоряжению хокимията Андижанского района в целях благоустройства улицы бульдозером был снесен дом, состоящий из 4-х жилых комнат.

Рассказавший об этом «Радио Озодлик» (узбекская служба «Радио Свобода») Махамаджон Маматкулов сказал, что хокимият обещал компенсировать деньгами за снесенное жилье, но так обещание и не выполнил. «Советник хокима Андижанской области Хамидулла Халилович и первый заместитель хокима Андижанского района Турсунбой Хужамбердиев мне сказали: «Снесем дом, здесь пройдет улица, а взамен мы построим вам новый». Бульдозерами снесли мой дом, но на месте моего дома ни улица не прошла, ни «красная линия», о которой они говорили, просто снесли и все», - говорит собеседник.

Пострадавший от действий местной власти утверждает, что хокимият только возвел высокую стену со стороны улицы, а ответственности за снесенную постройку на себя не берет. «Я много раз обращался к заместителю хокима Андижанского района Турсунбою Хужамбердиеву. На мои жалобы никто не обращает внимания, и слушать не желает, даже ходатайство областной прокуратуры хокимият ни во что не ставит», - говорит Махамаджон Маматкулов.

«Хокимият даже прокуратуре не «по зубам».

Махамаджон Маматкулов представил «Озодлик» копию ответа прокуратуры Андижанской области на его жалобу. В ответе прокуратура на самом деле подтверждает снос жилья Махамаджона Маматкулова и пишет о направлении ходатайства в хокимият района для рассмотрения этого дела. «Ваш 4-комнатный дом был снесен из-за несоответствия градостроительным нормам и на его месте возведена стена. Другой 4-комнатный дом построен на средства попечителей. Тем не менее, сообщаем вам, что направлено ходатайство в хокимият Андижанского района о повторном рассмотрении дела по сносу вашего 4-комнатного дома», - говорится в ответе прокуратуры. Однако, несмотря на направление ходатайства областной прокуратуры в хокимият района, вопрос по сносу 4-комнатного дома Махамаджона Маматкулова не пересматривался.

Махамаджон Маматкулов говорит, что до сих пор не видел ни одной комиссии, ни одного ответственного лица, оценивающего стоимость снесенного дома. «Если бы мне заплатили хотя бы один сум, я бы сказал, что мой дом оценили в один сум. Но ведь не заплатили ни компенсационных денег, не восполнили нанесенный нам ущерб», - говорит Махамаджон Маматкулов.

«Озодлик» связался с первым заместителем хокима Андижанского района Турсунбоем Хужамбердиевым, чтобы разобраться в этом деле. По словам заместителя хокима, хокимият покрыл весь ущерб: «Собственнику оказана вся помощь. Мы снесли его дом, потому что он потрескался из-за близости арыка, а не потому, что нужно было улицу расширять. То есть была безвыходная ситуация. Со стороны улицы возвели стену, согласно архитектурным требованиям и даже покрасили, как надо», - говорит заместитель хокима Турсунбой Хужамбердиев.

После разговора с заместителем хокима мы снова связались с Махамаджоном Маматкуловым и спросили его, какую он конкретно помощь получил от хокимията. «Он вам все наврал. Я и президенту Каримову писал. Письмо прошло по кругу и снова попало в хокимият, а хоким ответил: «Ваш дом не попал в «красную линию, поэтому мы не будем платить компенсацию за него». Сами снесли мой дом, а теперь ответственности за это брать не хотят. Все их разговоры, по сути, вранье», - говорит Махамаджон Маматкулов. Он и вся его семья, состоящая из 14 человек, сейчас проживают в аварийном доме, что подтверждено в 2012 году комиссией из областной прокуратуры.

«Снесешь, построишь, или освободишь».

Аналитики отмечают, что в последние 2-3 года на центральных улицах районов и городов Узбекистана применяют «интересный» метод благоустройства: снесешь свой дом, построишь на его месте 2-3-этажный, а если нет возможности у тебя, тогда освободи место.

Узбекистанцы жалуются, что в результате такой политики жители снесенных домов часто получают или мизерные компенсационные средства, или не получают совсем ничего. В феврале прошлого 2013 года жители Ургенча пожаловались, что хозяева снесенных в центре города домов, частных магазинов и ресторанов не могут никак получить компенсацию за свои снесенные постройки.

Позднее, в апреле 2013 года жаловались представители населения городка Пойтук Избосканского района Андижанской области, что за снесенные дома и объекты предпринимательства не заплатили компенсацию и не предоставили обещанные земельные участки. А в Джизаке из-за непрекращающегося недовольства граждан, чьи дома были снесены, хокимият города обещал выплатить до конца года каждой семье обещанные компенсационные средства.


Озодлик - Биржевой Лидер
XS
SM
MD
LG