Линклар

Шошилинч хабар
04 декабр 2024, Тошкент вақти: 02:10

Осужден на тюремный срок главный хранитель Государственного музея искусств Узбекистана


Расм оригинали ва копияси
Расм оригинали ва копияси

Яккасарайский районный суд города Ташкента по уголовным делам приговорил к 9 годам и 3 месяцам лишения свободы главного хранителя Государственного музея искусств Узбекистана Мирфайза Усмонова.

Радио «Озодлик» писал ранее – до ареста главного хранителя Государственного музея Искусств Узбекистана – о том, что ведется следствие по уголовному делу о хищении из хранилища Государственного музея искусств Узбекистана около 10 картин и подмена их поддельными копиями.

Представитель Ташкентской городской прокуратуры Темур Нормухаммедов сообщил официальным СМИ Узбекистана о том, что чиновник музея с 1999 года по 2014 продал многие редкие произведения искусств из музея и причинил огромный ущерб государству.

Главный хранитель Мирфайз Усмонов вместе с другим сотрудником музея – реставратором Абдурахмоном Мурановым – изготовили поддельные копии картин и продали сами оригиналы картин. Так были проданы такие произведения, как «Рисунок мальчика», «Девушка с фруктами» художника Александра Николаева, «Чайхана», «Бухара», «Море» Оганеса Татевосяна, «Девушки у хауза» Николая Карахана, «Мост через горную реку», «Шашлычная» Рихарда-Карла Зоммера.

Кроме того, Усмонов сговорился с заведующим лабораторией реставрации экспонатов музея Бахтиером Ботировым и продал около 35 произведений европейских художников.

Как отмечено, суд также приговорил Ботирова и Муранова к 8 годам лишения свободы.

Радио «Озодлик» писал ранее в мае этого года, до ареста главного хранителя Государственного музея искусств Узбекистана, о том, что ведется следствие по уголовному делу о хищении из хранилища Государственного музея искусств Узбекистана около 10 картин и подмена их поддельными копиями.

В статье говорилось о сообщениях источников радио «Озодлик» о том, что «в Государственном музее оригиналы картин заменены копиями».

5 мая в радио «Озодлик» поступило анонимное письмо, содержащее один документ и не совсем качественные фотоснимки. В письме утверждалось, что в страну возвращены оригиналы украденных из Государственного музея 7 шедевров картин. Это утверждение нашло свое подтверждение через 6 месяцев в суде.

В попавшем в радио «Озодлик» документе говорилось, что “возвращены картины: О. Татевосьяна – «Бухара» («Дорога на Ургут»), «На рыбалке» и произведение Н. Карахана «Чайхона». Кроме того, вернулись картины Зоммера – «Девушки у хауза», «Шашлычная» и «Мост через реку», а также произведение художника А. Николаева – «Девушка с фруктами» и другие.

«Эти произведения известных мастеров кисти были постоянными экспонатами Государственного музея искусств Узбекистана. Возвращенные сейчас в свой родной музей эти картины квалифицируются в качестве вещественных доказательства преступления», - писал ранее радио «Озодлик».

В письме, поступившем в радио «Озодлик», также утверждалось, что до сих пор в музее находились подделки этих картин, а в исчезновении их оригиналов из музея замешана Гульнара Каримова. «Самое главное, доказана причастность Гульнары Каримовой в хищении этих картин из Государственного музея. По распоряжению Гульнары Каримовой ее люди беспрепятственно вынесли из хранилищ музея ценные произведения, являющиеся общенародным достоянием. Эти картины были развешаны на стенах заграничных дворцов Гульнары Каримовой, дабы услаждать ее взор», - говорилось в письме.

«При проведении обыска в музее была выявлена пропажа»

Сообщение о том, что в ходе проверки в Государственном музее искусств была обнаружена пропажа картин, появилось в узбекской прессе, а также радио «Озодлик».

Источники радио «Озодлик» тогда сообщили, что хищение оригиналов картин и подмена их подделками выявилось в процессе расспросов.

Источник радио «Озодлик» из Министерства культуры и спорта Узбекистана сказал, что рабочая группа из 42 экспертов, оснащенная самым современным оборудованием, несколько месяцев вела работу по инвентаризации всех экспонатов музея.

Согласно тому же источнику, из музея были украдены и заменены подделками около десяти произведений, созданных в стиле «Авангард Туркестана» таких художников, как Татевосьяна Оганеса Карапетовича (1889-1974)¸ Карахана Николая Григорьевича (1900- 1970)¸ Рихард-Карла Карловича Зоммера (1866 – 1939), Александра Васильевича Николаева (Усто Мумин) (1897—1957).

По словам источника из Министерства культуры и спорта, сейчас оригиналы возвращены в музей и допрашиваются сотрудники музея, подозреваемые в подмене картин их подделками.

Эксперт: «Поддельные копии сделаны весьма неграмотно»

В распоряжении радио «Озодлик» имеются репродукции 7 редких произведений, подмененных в музее. Также есть и фотоснимки поддельных копий этих картин. Ознакомившийся с этими репродукциями художник и эксперт изобразительного искусства Сергей Игнатьев из Узбекистана, проживающий сейчас в США, сказал, что из-за плохого качества репродукций трудно сделать какое-либо заключение.

Игнатьев проанализировал качественные репродукции этих семи картин и сказал, что художественная и коммерческая ценность этих произведений очень высока, поэтому они были мишенью воров.

След воровства привел к Гульнаре Каримовой?

Радио «Озодлик» уже год проводит опросы по поводу разграбления Государственного музея Узбекистана. В прошлом году узбекский активист Сафар Бекчон сообщил о том, что в захваченном доме Гульнары Каримовой в Женеве он обнаружил около 60 шедевров узбекского изобразительного искусства, предположительно принадлежащих фондам музеев Узбекистана. В процессе опросов было выяснено, что несколько произведений, принадлежащих Государственному музею искусств Узбекистана, находились в вилле Гульнары Каримовой в Женеве.

Сафар Бекчон, захвативший дом Гульнары Каримовой в Женеве, прислал фотоснимки обнаруженных им произведений искусств. Искусствоведы, посмотревшие эти фотоснимки, выяснили, что среди картин есть три произведения, принадлежащие кисти умершего в 1964 году художника Виктора Уфимцева.

Беседовавший тогда с радио «Озодлик» художник Сергей Игнатьев – выходец из Узбекистана – предположил, опираясь на имеющуюся у него информацию, что эти произведения могли быть выкрадены из фондов музеев.

Вопрос о том, выкрадены ли найденные в вилле Гульнары Каримовой в Женеве 3 картины художника Уфимцева из фондов музеев или нет, пока остается без ответа.

Однако, по словам источника радио «Озодлик» из Министерства культуры и спорта, в ходе инвентаризации отдела изобразительной графики музея выяснено, что 6 картин Уфимцева оказались поддельными копиями.

«Процесс проверки не прозрачен»

В беседе с радио «Озодлик» Игнатьев обратил внимание на то, что, возможно, хищением шедевров изобразительного искусства занималась не одна Гульнара Каримова.

- Сейчас ответственные лица, ведущие следствие по делу о хищениях, по-видимому, не заинтересованы в прозрачности процесса. Воспользовавшись опалой Гульнары Каримовой, они сейчас стараются укрыть других людей, связанных с хищениями нашего национального богатства, - сказал художник Сергей Игнатьев.

В процессе своих расспросов радио «Озодлик» также обратилось к бывшему чиновнику Министерства культуры и спорта, отвечавшему за изобразительное искусство.

Пожелав остаться неизвестным, бывший чиновник раскрыл подробности схемы хищения чиновниками произведений искусств из музеев.

«Пытались также украсть произведение «Она уйлари»

Как рассказал бывший чиновник радио «Озодлик», почти была осуществлена попытка хищения и переправки за границу самой известной картины «Она уйлари» («Думы матери») по специальной схеме из Государственного музея искусств Узбекистана.

- В Москве была организована большая личная выставка Рахима Ахмедова (умершего). На эту выставку из ташкентских музеев в принудительном порядке от имени Апы (Гульнары Каримовой) были вывезены несколько ярких произведений. В частности, в Москву отвезли знаменитую на весь мир «Она уйлари» для продажи частным коллекционерам. Бесценный шедевр Государственного музея искусств Узбекистана оценили в 59 тысяч долларов США и договорились с Э. о ее продаже. (Э. - дочь художника Рахима Ахмедова). Там же убедили дочь сделать копию с картины ее отца в Москве. Однако об этом узнал глава выставочного зала и разразился большой скандал. Произведения из основных фондов музея срочно вернули из Москвы в Ташкент. На полученный аванс продали произведения, которые в списках не значились, тем и избавились. Выставки произведений Тансикбоева и Уфимцева также провели быстро и картины были вывезены и возвращены тайно и по приказу Апы, - рассказал бывший чиновник.

Он также поведал, что однажды таким случаем заинтересовался даже Интерпол.

- Говорят, что из-за пары таких организованных выставок и вывезенных на них из музеев Узбекистана некоторых шедевров был снят с должности министр культуры и спорта Рустам Курбонов, поскольку произошло неприятное ЧП. Н. и Э. познакомили с Гульнарой Каримовой Парижского (болгарина по происхождению) искусствоведа Андре Накова, который затем попался на границе Бельгии Интерполу с 10 картинами, которые проверили по подозрению в принадлежности Государственному музею искусств Узбекистана.

По утверждению чиновника, именно на основе созданной Гульнарой Каримовой схеме пропали скрытным образом из Ангренской галереи Уфимцева произведения Кашиной, Тансикбоева, Лабаса, Ахмарова.
Корреспондент радио «Озодлик Радиоси» позвонил тогда в Министерство культуры и спорта Узбекистана и попросил объяснения по факту, однако ничего не добился.

Вопросы без ответов или воровал только один человек?

Ознакомившийся с письмом и фотоснимками, поступившими в радио «Озодлик», художник Сергей Игнатьев подготовил несколько вопросов к авторам анонимного письма.

Мы решили предоставить вниманию радиослушателей эти вопросы Сергея Игнатьева, которые так и остались без ответов.

«Прежде всего, на каких правовых основаниях и каким образом были вывезены из страны эти картины? Подмена картин в музее поддельными копиями низкого уровня и качества, которые и язык не поворачивается назвать картинами, указывает на то, что в этом деле был преступный сговор с администрацией музея. Исходя из факта непрофессионального изготовления подделок и участия в хищении сотрудников музея, возникают следующие вопросы:

1. Какому именно музею принадлежали эти картины?
2. Кто был в курсе подмены оригиналов картин на поддельные копии?
3. Насколько расследована причастность к этому преступлению сотрудников музея и чиновников Министерства культуры и спорта Узбекистана?
4. Давало ли разрешение Министерство культуры и спорта Узбекистана на вывоз этих картин за границу?
5. Где были обнаружены оригиналы этих картин? В доме Гульнары Каримовой? Если так, тогда в каком доме и когда?
6. Кто возвратил картины в Узбекистан? Правоохранительные органы или «добропорядочные люди»?
7. Где сейчас эти картины – в музее или в правоохранительных органах?
8. Возбуждено ли уголовное дело по факту хищения национального богатства Узбекистана? Если да, то кем и когда?

9. Автор письма пишет, что в хищении картин виновна Гульнара Каримова. На каком основании сделан такой вывод?

10. Взвалив вину только на плечи Гульнары Каримовой в этом письме, не сделана ли попытка скрыть настоящих воров?

11. Насколько мне известно, из библиотеки имени Алишера Навои украдены древние книги. Среди них есть редкие экземпляры священного Корана и ценные рукописи, украшенные рисунками мастеров миниатюры. Возбуждено ли уголовное дело по факту кражи книг из библиотеки?
12. Самое главное, до сих пор не возбуждено уголовное дело в отношении Гульнары Каримовой, а обвинения сыплются на нее градом. Скандальные обвинения в адрес Гульнары Каримовой делаются вопреки процессуальным нормам. Почему так? Не ищет ли семья Каримовых таким способом компромисса с высокопоставленными чиновниками, претендующими руководить страной после Каримова?

Вопросы художника Игнатьева частично нашли ответы после того, как по прошествии 6 месяцев были арестованы и привлечены к суду несколько сотрудников Государственного музея искусств Узбекистана.

Музеи Узбекистана – неохраняемые хранилища редких произведений

После того как Узбекистан получил независимость, то воровство и хищения в музеях страны распространились, как эпидемия.

Главный хранитель Хивинского музея Ичан Кала, Озод Каримов, говорит, что до сих пор не раскрыто ограбление музея, произошедшее в 1992 году.

- До сих пор украденные тогда экспонаты числятся в списках Интерпола, - говорит он.

В конце 2001 года из Государственного музея искусств Узбекистана были выкрадены пять знаменитых картин русских художников: «Закат в степи» Айвазовского¸ «Портрет Оболенского» Тропинина¸ «Тюркская девушка» Брюллова, «Девушка в красном платке» Крамского и «Девушка стрелок» Сурикова.

В последующие 2-3 года из Государственного музея искусств Узбекистана были выкрадены картина итальянского художника Томазо Солари «Венера с яблоком» и произведение «Купальщица», принадлежащее перу известного художника Беллони.

Расцвела практика продажи оригиналов из музеев и подмена их поддельными копиями

- Двое преподавателей Художественного училища Узбекистана были привлечены в прошлом году к уголовной ответственности за изготовление копий для дальнейшей подмены ими оригиналов произведений в Государственном музее искусств Узбекистана, - сообщил в беседе с радио «Озодлик» еще один искусствовед, пожелавший не называть своего имени.

В музеях Узбекистана есть произведения таких известных художников, как Пабло Пикассо и Василий Кандинский. Цена этих произведений на мировом рынке составляет несколько миллионов долларов.

Перевод предоставлен интернет-журналом "Биржевой Лидер"

XS
SM
MD
LG