Я заметил, что у большинства людей нарушение прав человека ассоциируется с отсутствием свободы слова, вероисповедания, с пикетами, с вырванными при допросе ногтями, с судейским произволом и тому подобным. Но мало кто в бытовых ущемлениях усматривает нарушение прав человека и нарушение их личных прав. Это одна из причин правовой пассивности населения.
Корреспонденты и различные издания так же не часто жалуют своим вниманием бытовые случаи нарушения прав (пишу об этом, основываясь как на личном опыте, так и со слов некоторых знакомых корреспондентов, которым руководство настоятельно «рекомендует» воздерживаться от бытовухи по причине как они объясняют слабого интереса аудитории к подобным случаям). А ведь быт во многом и определяет качество нашей жизни.
Около трёх месяцев назад у нас в городе Ангрене решением суда из квартиры, предоставленной хокимиятом (орган городской власти) по решению хокима, были выселены восьмидесятилетние старики, дед и бабушка, которые на сегодняшний день проживают у своих племянников, так как другого жилья у них нет. Суд вернул квартиру прежнему хозяину. Напрашивается вопрос, а на каком основании хокимият забрал в своё время эту квартиру у его законного хозяина и передал её в пользование другим людям. Ответа на этот вопрос нет, хотя подобный случай с выселением из квартиры по решению суда в Ангрене далеко не единичный. Квартиру пригодную для жилья хокимият старикам не предоставляет (как в прочем и другим выселенным), мотивируя тем, что в городе нет государственных квартир пригодных для жилья.
Виновными в подобных ситуациях всегда оказываются квартиросъёмщики, поселившиеся в квартиры по решению хокимията. Отвечают и страдают именно они, хотя козе и той понятно, кто виновен в подобном положении вещей и кто должен нести ответственность. Но с хокимията пока что взятки гладки.
Так что практически любой случай бытовухи при разбирательстве превращается в серьёзную тему о нарушении прав человека.
Правозащитник Дмитрий Тихонов. Узбекистан. Ангрен