Линклар

Шошилинч хабар
28 март 2024, Тошкент вақти: 16:44

В светлое будущее с голым задом


Узбекские пенсионеры стоят в очереди за пенсией.
Узбекские пенсионеры стоят в очереди за пенсией.

По многочисленным сообщениям наших читателей, длительные задержки в выдаче пенсий приняли в Узбекистане системный характер. Не является исключением и столица республики. К примеру, на 21 декабря этого года на Главпочтамте Ташкента, куда прикреплены 3,5 тысячи пенсионеров, деньги смогли получить лишь 500 человек. Ежедневно для выдачи пенсий сюда поступает порядка 30 миллионов сумов наличными, что создает нервозность среди пожилых людей, часами простаивающих за пенсионным пособием.

Причина системных задержек – существенное снижение активности бизнеса, неуклонный рост теневого сегмента в экономике, обусловленный стремительным и неконтролируемым ростом курса доллара. Понимая, что вводит страну в экономический коллапс, правительство предприняло попытку изъятия у населения свободно конвертируемой валюты, вбросив на внутренний рынок очередную «порцию» легковых автомобилей местной сборки, не пользующихся спросом за пределами Узбекистана, но по-прежнему дефицитными в стране производителе. Одновременно на 35 процентов в среднем и без объяснения причин были повышены цены на эти автомобили. То есть, люди, уже заплатившие за них авансом 85 процентов стоимости, были вынуждены доплатить еще с учетом новой цены на авто. Проще говоря, повысив цены, государство признало 30-ти процентную девальвацию национальной валюты, произошедшую за период с апреля по ноябрь 2015 года.

Акция по принудительному отъему денег у населения, стоящего в очереди за автомобилями местной сборки, дала кратковременный и ограниченный результат. Курс доллара на «черном рынке» снизился до соотношения 1:5100 (до того он выражался соотношением 1:6100), но затем медленно, но верно, вновь начал расти. Однако на бирже, через которую проходят все импортные контракты, он остался практически неизменным - 1:7800. То есть, граждане Узбекистана по-прежнему покупают товар, ценовой ряд которого формируется именно из этого, но никак не официального курса, установленного Центральным банком без обязательств покупки-продажи валюты. Факт стабильности биржевого курса свидетельствует и о кризисном состоянии экономики Узбекистана, предынфарктном, как уверены многие экономисты и бизнесмены-практики.

Об этом же говорит и нежелание (неготовность) Узбекистана рассмотреть вопрос создания единого экономического пространства в рамках Шанхайской организации сотрудничества, о чем на днях заявил первый заместитель главы правительства и министр финансов страны Рустам Азимов, в бытность СССР поработавший секретарем партийной организации одного из здешних колхозов. Заявление о неготовности вполне обоснованно, поскольку всё, что произведено в Узбекистане, не конкурентоспособное за его пределами. Вместо того, чтобы способствовать развитию конкуренции, государство под предлогом защиты отечественного производителя создает дополнительные препятствия для проникновения на внутренний рынок продукции из-за рубежа. Ладно бы эта практика применялась в первые годы суверенитета, такой подход был бы объясним. Но это нонсенс через 25 лет. Не только нонсенс, но и откровенная глупость и не менее откровенное проявление непрофессионализма, не только сдерживающие развитие страны, но и радикально препятствующие ему.

По мнению многих бизнесменов, с кем довелось разговаривать автору этой публикации, единственным выходом из кризиса, «медным тазом» накрывающего экономику Узбекистана, является смена экономического курса, невозможная без смены правительства, дискредитировавшего себя и не оправдавшего надежд населения. В противном случае в обещанное светлое будущее народ войдёт с голым задом. Что, впрочем, вполне логично. В чём пришли в этот сложный мир, в том и уйдем из него в обещанное будущее. Правда, с непременной оговоркой: в отличие от тех, кто это будущее нам обещает. Эти, вопреки всем законам, прихватят в него по максимуму.

Сергей Ежков

XS
SM
MD
LG